А.Д. АЛЕХИГ
ГЕРОИКА ВРЕМЕНИ
(газета «Известия» от 08 ноября 1982 г.)
События и образы героев гражданской войны, запечатленные художником Рудольфом Карклиным на полотнах «Именем Революции», «Командиры», «27-я Омская дивизия» и других, никого не оставляют равнодушными. О том героическом времени он знает не только по документам, музейным экспонатам, но и по рассказам отца, Франца Карклина, профессионального революционера, а в годы гражданской войны — военкомбрига Красной Армии.
Художник родился в Ленинграде и пережил блокаду, учился в институте имени И. Е. Репина под руководством таких мастеров, как А. Орешников и А. Мыльников.
Центральная тема его творчества — ленинская. На одном из полотен запечатлено историческое выступление Ленина на Финляндском вокзале; на других мы видим Владимира Ильича беседующим с энергетиками, на его встрече с рабочими в заводском цехе. А вот он с алым бантом в петлице на фоне Смольного. Или в лодке с «Искрой» в руках — таким представлен вождь в диораме «Ленин в Разливе», исполненной для Музея революции в Улан-Баторе.
Карклин тонко чувствует композицию, цветовые контрасты, ритм, тяготеет к монументальным формам. Поэтому естественно его обращение к произведениям, рассчитанным на массовое обозрение. Для Музея революции в Ленинграде им создана волнующая диорама «Штурм Зимнего».
Художнику принадлежит немалая заслуга в оформлении Красноярской ГЭС. А сейчас он вместе с И. Глазуновым, В. Куликовым и О. Пономаренко работает над панорамой «Куликовская битва» для города Тулы.
Закономерен приход Р. Карклина в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова: по своему складу он педагог.
— Каждый выпускник вуза еще не художник. Он становится таковым, если овладевает знанием жизни, профессиональным мастерством на протяжении всей своей биографии, — говорит Рудольф Францевич. — Ведь искусство призвано не только воздействовать на чувства, но и давать ответы на многие вопросы человеческого бытия...
А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведения