А.Д. АЛЕХИН
ХУДОЖНИК, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ
Первая полная биография Николая Рериха
(газета «Книжное обозрение» от 07 июля 1972 г.)
Николай Константинович Рерих прожил долгую, полную самых разнообразных событий жизнь. Как художник — обращался ко многим видам и жанрам изобразительного искусства, как ученый — работал в области археологии, истории, географии, кроме того писал, преподавал, путешествовал. Обо всем этом рассказывается в изданной «Молодой гвардией» книге П. Беликова и В. Князевой «Рерих» (серия «Жизнь замечательных людей») — первой полной биографии русского художника.
Рерих предстает перед читателем во всей широте своего таланта, разносторонности интересов, цельности натуры. Авторы книги прослеживают становление художника. соединившего и своем искусстве достижения прошлого с требованиями современности, справедливо указывают на национальные основы его творчества, которым он никогда не изменял. Знание родного искусства, горячая к нему любовь явились основой уважения и понимания Рерихом — подлинным интернационалистом — искусства других стран.
Книга утверждает за Рерихом место в рядах прогрессивных деятелей культуры XX столетия. Она рассеивает мифы о Рерихе — богоискателе, теософе, буддисте, о его «эмигрантстве». Она рассказывает о патриотизме художника, верного своему народу. «Конечно, даже и среди здешних деревяшек можно прожить, — цитируют авторы книги письмо Рериха из Лондона вдове Л. Андреева, — найти свою публику и средства, но ведь без России-то как же? Ведь я русский художник и могу путником пройти по миру: но ведь огонек дома должен гореть в России» (стр. 146).
Гордость за достижения Страны Советов, восхищение личностью В. И. Ленина, вера в счастливое будущее родины пронизывают все аспекты деятельности Рериха. Об этом же свидетельствуют его дневники и письма, выступления по радио, организация им сбора средств в фонд Красной Армии, участие в создании обществ и ассоциаций, содействующих развитию культурных связей Индии, Америки и других стран с СССР. Он не стал подданным другой державы, не имел иностранного паспорта; только смерть — во время сборов в дорогу — помешала ему вернуться домой.
Полпредом Советской России прошел Рерих неисследованными областями Центральной Азии, бросая вызов колониализму и европоцентризму, служа делу мира. Авторы книги рассказывают обо всем это объективно, не обходя молчанием идеалистичности некоторых взглядов художника, например, его убежденности в том, что искусство может стать основной движущей силой в развитии общества.
Рерих — убежденный реалист. Его работы, включая «картины-символы», — не отвлеченные идеи, не известные только ему знаки; они созданы доступным для всех колоритным, образным языком. Туманное, мистическое, говорится в книге, всегда было чуждо Рериху, верившему в могущество науки, способной объяснить любое «чудо», любой феномен человеческой психики.
Особо следует сказать о прекрасно отображенной в книге деятельности Рериха в области народного просвещения, о воспитательных задачах, которые он ставил перед своим искусством. Рерих — пример художника, для которого искусство призвано вторгаться в жизнь общества, содействовать его прогрессу, а не служить лишь объектом пассивного любования. Произведения Рериха нельзя анализировать без учета этнаих задач, потребовавших от него использования соответствующих изобразительно-выразительных средств.
Если даже не иметь в виду многолетнюю педагогическую деятельность Рериха, успешное руководство им крупнейшей средней художественной школой России, в которой занималось свыше двух тысяч учащихся, главным образом рабочих и детей рабочих, то и тогда мы с полным правом можем назвать его выдающимся педагогом. Ведь и знаменитый Пакт Рериха прежде всего должен, по мнению художника, воспитывать у детей со школьной скамьи благоговейное отношение к памятникам культуры и искусства. Художник пробуждает патриотические чувства, прославляя подвиги Игоря, Невского, былинных богатырей, призывает приобщиться к сияющим вершинам красоты и нравственности, воспевая очарование горных пиков. Искусство, утверждает он, должно быть действенным, звать к строительству, к творчеству, к совершенству.
Написанная интересно, с привлечением богатейшего фактического материала, книга знакомит с многогранным наследием Н К. Рериха, столетие со дня рождения которого мы будем отмечать в 1974 году.
А. АЛЕХИН,
ученый секретарь
НИИ художественного воспитания АПН