Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
ХУДОЖНИК, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ
Первая полная биография Николая Рериха

(газета «Книжное обозрение» от 07 июля 1972 г.)

 

П. Беликов, В. Князева "РЕРИХ". М., "Молодая гвардия", 1972.П. Беликов, В. Князева "РЕРИХ". М., "Молодая гвардия", 1972.Николай Константинович Рерих прожил долгую, пол­ную самых разнообразных событий жизнь. Как худож­ник — обращался ко многим видам и жанрам изобрази­тельного искусства, как уче­ный — работал в области археологии, истории, геогра­фии, кроме того писал, пре­подавал, путешествовал. Обо всем этом рассказывается в изданной «Молодой  гварди­ей» книге П. Беликова и В. Князевой «Рерих» (серия «Жизнь замечательных лю­дей») — первой полной био­графии русского художника.

Рерих предстает перед чи­тателем во всей широте сво­его таланта, разносторонно­сти интересов, цельности на­туры. Авторы книги просле­живают становление худож­ника. соединившего и своем искусстве достижения прошлого с требованиями современности, справедливо указывают на национальные основы его творчества, которым он никогда не изменял. Знание родного искусства, горячая к нему любовь яви­лись основой уважения и по­нимания Рерихом — подлин­ным интернационалистом — искусства других стран.

Книга утверждает за Ре­рихом место в рядах про­грессивных деятелей культу­ры XX столетия. Она рассеи­вает мифы о Рерихе — бо­гоискателе, теософе, будди­сте, о его «эмигрантстве». Она рассказывает о патрио­тизме художника, верного своему народу. «Конечно, даже и среди здешних дере­вяшек можно прожить, — цитируют авторы книги пись­мо Рериха из Лондона вдове Л. Андреева, — найти свою публику и средства, но ведь без России-то как же? Ведь я русский художник и могу путником пройти по миру: но ведь огонек дома должен го­реть в России» (стр. 146).

Гордость за достижения Страны Советов, восхищение личностью В. И. Ленина, ве­ра в счастливое будущее ро­дины пронизывают все ас­пекты деятельности Рериха. Об этом же свидетельствуют его дневники и письма, вы­ступления по радио, органи­зация им сбора средств в фонд Красной Армии, уча­стие в создании обществ и ассоциаций, содействующих развитию культурных связей Индии, Америки и других стран с СССР. Он не стал подданным другой державы, не имел иностранного пас­порта; только смерть — во время сборов в дорогу — по­мешала ему вернуться до­мой.

Полпредом Советской Рос­сии прошел Рерих неиссле­дованными областями Цент­ральной Азии, бросая вызов колониализму и европоцент­ризму, служа делу мира. Ав­торы книги рассказывают обо всем это объективно, не обходя молчанием идеали­стичности некоторых взгля­дов художника, например, его убежденности в том, что искусство может стать ос­новной движущей силой в развитии общества.

Рерих — убежденный реа­лист. Его работы, включая «картины-символы», — не отвлеченные идеи, не извест­ные только ему знаки; они созданы доступным для всех колоритным, образным язы­ком. Туманное, мистическое, говорится в книге, всегда бы­ло чуждо Рериху, веривше­му в могущество науки, спо­собной объяснить любое «чу­до», любой феномен человеческой психики.

Особо следует сказать о прекрасно отображенной в книге деятельности Рериха в области народного просвеще­ния, о воспитательных зада­чах, которые он ставил перед своим искусством. Рерих — пример художника, для кото­рого искусство призвано вторгаться в жизнь общест­ва, содействовать его про­грессу, а не служить лишь объектом пассивного любо­вания. Произведения Рери­ха нельзя анализировать без учета этнаих задач, потре­бовавших от него использо­вания соответствующих изо­бразительно-выразительных средств.

Если даже не иметь в ви­ду многолетнюю педагогиче­скую деятельность Рериха, успешное руководство им крупнейшей средней художе­ственной школой России, в которой занималось свыше двух тысяч учащихся, глав­ным образом рабочих и де­тей рабочих, то и тогда мы с полным правом можем на­звать его выдающимся педа­гогом. Ведь и знаменитый Пакт Рериха прежде всего должен, по мнению худож­ника, воспитывать у детей со школьной скамьи благоговей­ное отношение к памятникам культуры и искусства. Ху­дожник пробуждает патрио­тические чувства, прослав­ляя подвиги Игоря, Невско­го, былинных богатырей, призывает приобщиться к сияющим вершинам красоты и нравственности, воспевая очарование горных пиков. Искусство, утверждает он, должно быть действенным, звать к строительству, к творчеству, к совершенству.

Написанная интересно, с привлечением богатейшего фактического материала, кни­га знакомит с многогранным наследием Н К. Рериха, сто­летие со дня рождения ко­торого мы будем отмечать в 1974 году.

 

А. АЛЕХИН,
ученый секретарь 
НИИ художественного воспитания АПН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на главную