Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
ПОЗНАНИЕ ПРЕКРАСНОГО

(газета «Книжное обозрение» от 21 августа 1971 г.)

 

Издательство «Искусство» делает доброе дело, выпуская книги, посвященные художественному воспитанию школьников. Совсем недавно вышли в свет «Беседы по искусству в сред­ней школе» Н. В. Краснова. Это, соб­ственно, продолжение вышедшего три года назад труда того же автора «Бе­седы по искусству в начальной шко­ле».

На страницах газет и журналов все чаще появляются статьи о значении художественного воспитания. Ведь об­щеизвестно, что прекрасный физик или химик может быть дурным человеком, если ему вовремя не привили высоких духовных качеств или не раз­вили их должным образом. Но как бы воспитатели — учителя, родители, ра­ботники детских садов, яслей, пионервожатые и комсорги — ни были подго­товлены, они всегда будут нуждаться в соответствующей литературе по ху­дожественному воспитанию детей и молодежи. К таким пособиям относят­ся и «Беседы по искусству в сред­ней школе».

Книга состоит из бесед, посвящен­ных творчеству русских, советских и зарубежных художников, чьи произве­дения рекомендуются ныне действую­щей программой по изобразительно­му искусству для общеобразователь­ной школы. К большинству бесед да­ются резюме, как дополнения к рас­сказу о том или ином художнике или группе художников, об эпохе, в кото­рую они жили.

«Беседам» предпослано вступление, пожалуй, излишне краткое, требую­щее более подробных рекомендаций и практических советов. Нужно иметь в виду, что сведения методического характера в подобного рода изданиях всегда очень полезны. Во вступлении сказано, что необходимо всячески по­ощрять интерес школьников к мест­ным памятникам искусства и архитек­туры. Действительно, нередко мы ищем красивое за тридевять земель, а оно тут, рядом с нами, нужно только обратить на него внимание.

Во многом верно замечание авто­ра, что «в беседе по искусству надо приводить больше поучительных фак­тов, ярких деталей, характеризую­щих жизнь и творчество художника, эпоху, когда создавались замечатель­ные произведения искусства. Учащие­ся всегда бывают недовольны общими, отвлеченными рассуждениями и проч­но усваивают интересные конкретные данные». Но нужно было бы доба­вить: главная задача таких бесед, во-первых, не столько давать школьни­кам знание фактов и деталей (хотя это тоже очень важно), сколько воспиты­вать всеми доступными средствами их чувства, художественный вкус, об­разное видение, любовь к искусству; во-вторых, учить понимать изобрази­тельный язык, художественные достоинства картины, рисунка, скульптуры или памятника зодчества в единстве с содержанием, вложенным в них ху­дожником, скульптором, архитекто­ром.

Автор книги построил свои беседы главным образом по фактологическо­му принципу и уделил основное вни­мание биографическим сведениям, интересным эпизодам из истории созда­ния произведения искусства, а также разъяснению его содержания. Часто описание того, что изобразил худож­ник, составляет всю или почти всю бе­седу («Завтрак аристократа», «Крестьянский танец» и др.).

Конечно, сведения фактологическо­го порядка, поучительные факты, яр­кие детали обогащают беседу, но жаль, что из-за ограниченности объе­ма книги или по каким-либо другим соображениям автор и издательство отказались от более полного анализа ряда художественных произведений. Жаль также, что в книге ничего не сказано о творчестве Шардена, Анд­реева, Шадра, Мухиной и других вы­дающихся деятелей искусства, с про­изведениями которых школьники дол­жны быть хорошо знакомы.

Удачно цитирует автор высказыва­ния Ф. Энгельса, Геродота, многих художников, приводит выдержки из древних папирусов и книг. Кое-где, однако, он допускает неточности. Напри­мер, рассказывая о пирамидах в Гизе, утверждает, будто их нарядную обли­цовку из белых плит разрушили ветер и время. На самом деле они были сня­ты дли строительства других усыпальниц и храмов. Автор пишет, что  эти пирамиды — «немые свидетели всех жестокостей рабовладельческого строя, неограниченного произвола фараонов, земельной знати и жрецов»,  но ни слова не говорит о том, что они еще и свидетели величия человеческого гения, создавшего одно из семи чудес света.

«Беседы по искусству» иллюстрированы  цветными и черно-белыми репродукциями и снабжены списком литературы по изобразительному искусству. Этот список можно было бы названиями ряда прекрасных книг, таких, как «Леонардо да Винчи» А. Дживилегова, «Воспоминания о русских художниках» В. Мамонтова, «Дар бесценный» Н. Кончаловской.

Отмеченные недостатки «Бесед по искусству» - это лишь разговор о подобных изданиях в будущем, и они нисколько не умаляют значения этого пособия для школы, очень нуждающейся в учебной и методической литературе по изобразительному искусству.

 

А. Алехин,
Научный сотрудник Института художественного воспитания АПН СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на главную