А.Д. АЛЕХИН
ПОЗНАНИЕ ПРЕКРАСНОГО
(газета «Книжное обозрение» от 21 августа 1971 г.)
Издательство «Искусство» делает доброе дело, выпуская книги, посвященные художественному воспитанию школьников. Совсем недавно вышли в свет «Беседы по искусству в средней школе» Н. В. Краснова. Это, собственно, продолжение вышедшего три года назад труда того же автора «Беседы по искусству в начальной школе».
На страницах газет и журналов все чаще появляются статьи о значении художественного воспитания. Ведь общеизвестно, что прекрасный физик или химик может быть дурным человеком, если ему вовремя не привили высоких духовных качеств или не развили их должным образом. Но как бы воспитатели — учителя, родители, работники детских садов, яслей, пионервожатые и комсорги — ни были подготовлены, они всегда будут нуждаться в соответствующей литературе по художественному воспитанию детей и молодежи. К таким пособиям относятся и «Беседы по искусству в средней школе».
Книга состоит из бесед, посвященных творчеству русских, советских и зарубежных художников, чьи произведения рекомендуются ныне действующей программой по изобразительному искусству для общеобразовательной школы. К большинству бесед даются резюме, как дополнения к рассказу о том или ином художнике или группе художников, об эпохе, в которую они жили.
«Беседам» предпослано вступление, пожалуй, излишне краткое, требующее более подробных рекомендаций и практических советов. Нужно иметь в виду, что сведения методического характера в подобного рода изданиях всегда очень полезны. Во вступлении сказано, что необходимо всячески поощрять интерес школьников к местным памятникам искусства и архитектуры. Действительно, нередко мы ищем красивое за тридевять земель, а оно тут, рядом с нами, нужно только обратить на него внимание.
Во многом верно замечание автора, что «в беседе по искусству надо приводить больше поучительных фактов, ярких деталей, характеризующих жизнь и творчество художника, эпоху, когда создавались замечательные произведения искусства. Учащиеся всегда бывают недовольны общими, отвлеченными рассуждениями и прочно усваивают интересные конкретные данные». Но нужно было бы добавить: главная задача таких бесед, во-первых, не столько давать школьникам знание фактов и деталей (хотя это тоже очень важно), сколько воспитывать всеми доступными средствами их чувства, художественный вкус, образное видение, любовь к искусству; во-вторых, учить понимать изобразительный язык, художественные достоинства картины, рисунка, скульптуры или памятника зодчества в единстве с содержанием, вложенным в них художником, скульптором, архитектором.
Автор книги построил свои беседы главным образом по фактологическому принципу и уделил основное внимание биографическим сведениям, интересным эпизодам из истории создания произведения искусства, а также разъяснению его содержания. Часто описание того, что изобразил художник, составляет всю или почти всю беседу («Завтрак аристократа», «Крестьянский танец» и др.).
Конечно, сведения фактологического порядка, поучительные факты, яркие детали обогащают беседу, но жаль, что из-за ограниченности объема книги или по каким-либо другим соображениям автор и издательство отказались от более полного анализа ряда художественных произведений. Жаль также, что в книге ничего не сказано о творчестве Шардена, Андреева, Шадра, Мухиной и других выдающихся деятелей искусства, с произведениями которых школьники должны быть хорошо знакомы.
Удачно цитирует автор высказывания Ф. Энгельса, Геродота, многих художников, приводит выдержки из древних папирусов и книг. Кое-где, однако, он допускает неточности. Например, рассказывая о пирамидах в Гизе, утверждает, будто их нарядную облицовку из белых плит разрушили ветер и время. На самом деле они были сняты дли строительства других усыпальниц и храмов. Автор пишет, что эти пирамиды — «немые свидетели всех жестокостей рабовладельческого строя, неограниченного произвола фараонов, земельной знати и жрецов», но ни слова не говорит о том, что они еще и свидетели величия человеческого гения, создавшего одно из семи чудес света.
«Беседы по искусству» иллюстрированы цветными и черно-белыми репродукциями и снабжены списком литературы по изобразительному искусству. Этот список можно было бы названиями ряда прекрасных книг, таких, как «Леонардо да Винчи» А. Дживилегова, «Воспоминания о русских художниках» В. Мамонтова, «Дар бесценный» Н. Кончаловской.
Отмеченные недостатки «Бесед по искусству» - это лишь разговор о подобных изданиях в будущем, и они нисколько не умаляют значения этого пособия для школы, очень нуждающейся в учебной и методической литературе по изобразительному искусству.
А. Алехин,
Научный сотрудник Института художественного воспитания АПН СССР.