Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
ПРОЧНАЯ СВЯЗЬ

(газета «Московский художник» от 14 июля 1977 г.)

 

Вспоминаю, как в детстве любил смотреть на деревянную карандашницу и на рисунок, кото­рый ее опоясывал: красивый древний город, дорога среди снегов, запряженная в сани тройка.

Давно нет той карандашницы, и теперь мне кажется, что этот го­род когда-то я видел наяву, ходил по его улицам, мчался в са­нях мимо высоких теремов.

Так украшенная сергиевским мастером скромная серенькая карандашница исподволь вводила меня в особый мир: тут и образ древней Руси, и задушевность зимнего раздолья, и красота де­ревянного зодчества.

Велика сила декоративно-при­кладного искусства в воспитании духовного мира, в развитии художественного вкуса. Однако не всегда его возможности в полной мере используются учителями изобразительного искусства, ру­ководителями изостудий и изокружков.

Оно гораздо доступнее, чем про­изведения живописи, скульптуры, станковой графики для непосред­ственного с ним общения: изде­лия из глины, дерева, металла, различная утварь, вышивка, ков­ры не только находятся в музеях, но и входят естественно в нашу жизнь, украшают быт.

В них, в этих произведениях декоративно-прикладного искус­ства — сила, ясность художест­венного языка, максимальное ис­пользование возможностей раз­личных материалов, смелость творческих решений, техническое мастерство в соединении с прак­тическим назначением вещи. Все это так действенно в воспитании красотой!

Эти качества присущи и народ­ному искусству, получившему в нашей стране полную свободу развития. В постановлении ЦК КПСС «О народных художествен­ных промыслах» прекрасно ска­зано: «Народное декоративно-прикладное искусство, являющее­ся неотъемлемой частью совет­ской социалистической культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогаща­ет профессиональное искусство и выразительные средства про­мышленной эстетики».

Вот почему так актуально начинание комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества правления МОСХ РСФСР, организовавшей цикл лекций для преподавателей изостудий двор­цов и домов пионеров, домов культуры, клубов, изостудий жэков, посвященных значению народного декоративного искусства в эстетическом воспитании детей.

На заключительной лекции это­го цикла мне довелось присутст­вовать  — ее читал кандидат педа­гогических наук, старший науч­ный сотрудник НИИ художест­венной промышленности Ю. В. Максимов. Проходила она в зале Дома художника, стены которого украшали детские рисунки, со­зданные по мотивам народного творчества. Обстановка была праздничной, приподнятой.

Лекция сопровождалась пока­зом цветных слайдов, переносив­ших аудиторию в места народных промыслов, знакомивших с твор­чеством детей и с атмосферой, в которой они лепили, рисовали, вырезали... Было особенно оче­видно, насколько важна для твор­чества обстановка, пронизанная живыми традициями народного искусства.

Дети любуются глиняными иг­рушками, в которых воплотились вековые традиции, усвоенные и одухотворенные творческой инди­видуальностью каждого конкрет­ного мастера. Внимательно их из­учают, сами лепят, привносят в свой труд собственное видение. И приобщаются к красоте.

Детям, особенно младшего воз­раста, наиболее доступно все, свя­занное с предметностью, с вещью, с игровым моментом. Подержать в своих руках красивую игрушку, туесок, прялку, шкатулку, посу­ду, вышитую ткань. А потом по­вторить — вылепить, вырезать, склеить, нарисовать. Сочинить композиции по мотивам росписи жостовских подносов, северодвин­ских прялок, хохломы, гжели, во­логодских кружев...

Так возникает прочная связь между трудом и изобразительным искусством, связь активная, орга­ническая. Но, к сожалению, не часто осуществляемая даже в ху­дожественных школах.

В редкой художественной ш ко­ле, не говоря уже об общеобразо­вательной, ведутся занятия кера­микой, резьбой по дереву, чекан­кой. Мне, правда, встретилась не­давно в сельской местности шко­ла, где дети чеканили и резали по дереву. Однако учитель там пред­лагал воспитанникам в качестве образцов для творчества нарисо­ванные им самим профили Не­фертити и Венеры Милосской.

А где, казалось бы, как не в сельской местности постараться максимально использовать воз­можности народных промыслов, особенно если расположены они поблизости.

Заслуга комиссии по эстетиче­скому воспитанию в том, что она самым серьезным и действенным образом обратила внимание педа­гогов на значение народного декоративно-прикладного искусст­ва. Недаром на лекции присутст­вовало много учителей, художни­ков, ученых, проявивших боль­шой интерес к вопросам, рассмот­ренным как лектором, так и те­ми, кто выступил в тот вечер — заслуженным деятелем искусств РСФСР А. Михайловым, предсе­дателем комиссии Д. Дуброви­ным, доктором искусствоведения С. Темериным и другими.

Успеху работы лектория в не­малой степени содействовали ее руководитель Л. Хинштейн, чле­ны комиссии В. Фредынский и Т. Озерная.

Ближайшие планы лектория — познакомить художников-педаго­гов с системой эстетического вос­питания в социалистических странах. Остается лишь пожелать его работе дальнейших успехов.

 

А. АЛЕХИН,
старший научный сотрудник НИИ школ
Министерства просвещения РСФСР,
кандидат искусствоведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на главную