Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
УМЕТЬ ВИДЕТЬ
Заметки о художественном воспитании

(газета «Советская Россия» от 16 сентября 1970 г.) 

 

В годы Великой Отечествен­ной войны бойцы, побывавшие в Третьяковской галерее, гово­рили, что картины Саврасова, Шишкина, Левитана рождали в них новые силы, укрепляли любовь к Родине и ненависть к врагу. Родные, малые пейза­жи России, запечатленные ху­дожниками, звали на подвиг.

Без природы, без любви к ней душа человека грубеет, ли­шается многих незаменимых достоинств. Вот почему мы счи­таем необходимым говорить о проблемах художественного воспитания. Это большое и трудное, государственного зна­чения дело. Оно начинается с воспитания художественного вкуса и кончается формирова­нием патриотических чувств. Оно призвано развивать в че­ловеке творческие начала, де­лать его художником в широ­ком смысле слова, умеющим красивое отличать от пошлого и бесцветного в искусстве, в быту, в жизни.

Широко открытыми глазами смотрит ребенок на мир, а са­мым первым и  самым доступ­ным видом творчества стано­вится для него рисование.. Рисование укрепляет любовь к природе и людям, развивает творческие начала и художест­венный вкус, образное мышле­ние, любознательность, открывает все краски солнечного спектра, богатство форм и линий. Изобразительное ис­кусство дает понимание и чув­ство ритма, гармонии, компо­зиционной собранности, выра­зительности — всего того, что так необходимо для любого ис­кусства: наконец, совершенствует умение анализировать в синтезировать, без чего не обойтись ни поэту, ни матема­тику.

А между тем дела у нас с художественным воспитанием средствами изобразительного искусства обстоят далеко не блестяще. Не достает пока учи­телей рисования и черчения с высшим образованием.

Но и эти учителя занимают­ся с детьми, уже достигшими десятилетнего возраста. То есть довольно поздно. И не седьмой, а теперь уже к сожалению, шестой класс — пос­ледний в котором школьники занимаются изобразительным искусством. Как  же научить их фактически за три года хо­тя бы грамотно рисовать?!  Го­ворят: пусть этим занимаются родители, соседи, детский сад...

Кстати, о детских садах. Мне приходилось бывать там на занятиях изобразительным искусством. Ребятишки обычно рисуют с увлечением, с радо­стью... И воспитатели — хоро­шие, добрые люди. Но как могут руководить они творческой деятельностью малышей, если сами не специалисты в этой области? За редким исключе­нием они учат либо не так, как надо, либо совсем не учат.

А ведь если учить, то учить хорошо. Только условий для этого пока мало. В самом де­ле, можно ли продуктивно ра­ботать, встречаясь со своими воспитанниками всего раз в не­делю, да в то лишь на сорок пять минут? Если в классе три­дцать учеников, то много ли внимания можно уделить каж­дому? А часовая нагрузка у преподавателя рисования тако­ва, что он вынужден вести уро­ки в нескольких школах. Кро­ме того, ему обычно вменяют в обязанность (на обществен­ных началах) оформительскую работу, качество которой не­редко беспокоит дирекцию больше, чем продуктивность даваемых им уроков. Впрочем за такое отношение к урокам рисования дирекцию особенно и не упрекнешь: этот предмет считается чуть ли не баловст­вом, а оценки по нему, не влияющие на общую картину успеваемости учащихся,— лишь условными.

Нет учебников по рисова­нию, если не брать в расчет нескольких, изданных как
экс­периментальные мизерными тиражами. Нет наглядных по­собий, грампластинок с запися­ми бесед по изобразительному искусству в комплекте с диапо­зитивами, учебных телеуроков, кинофильмов. Впрочем, поговорите с любым педагогом-худо­жником, и он вам еще долго будет перечислять то, чего нет и что должно было бы быть. Главное же, чего нет, — это ши­рокого общественного мнения о важности художественного воспитания.

Картина получается неуте­шительная. Приведу ряд фак­тов на примере Ростовской об­ласти. Здесь 2.549 школ. «Учи­телей рисования готовит худо­жественно-педагогический фа­культет художественного учи­лища,  выпуская ежегодно по 15 человек. Но и они распреде­ляются не только в Ростовскую область, хотя там специалисты такого профиля — «музейная редкость». Художественное учи­лище помешается в здании, не­пригодном для занятий. Общежития нет. Педагоги учили­ща — энтузиасты, труженики, проработавшие десять и более лет, но никаких материальных стимулов или поощрений они не имеют, как и нормальных условий для творческой работы. В том же доме приютилась художественная школа. На всю огромную Ростовскую об­ласть, кроме нее, есть еще од­на — в Таганроге. (А музыкаль­ных, хоть и их мало,— все-та­ки - 49). Я зашел в художест­венную школу.

 — Одаренных ребят в обла­сти тысячи, но больше 125 из них мы принять не в силах. У нас нет оборудования, стан­ков, негде хранить глину, натюрмортный фонд, рисунки, — с горечью говорил мне дирек­тор школы П.П. Ковалев.

Всем тем хорошим, чего мы достигли в области художест­венного воспитания, мы обяза­ны главным образом энтузиаз­му отдельных педагогов, художников, методистов. Они нако­пили большой опыт работы с детьми, подростками, молоде­жью. Но поделиться этим опы­том им весьма трудно, потому что нет объединяющего и ко­ординирующего их усилия методического центра.

Чтобы решить задачи все­общего художественного вос­питания, нужны решительные и радикальные меры. Художе­ственное воспитание — для всех, для нашей жизни. Пусть каждый станет способным видеть все краски мира, чело­веком, не мыслящим сущест­вования без прекрасного в искусстве, в природе, во всем, что его окружает.

 

А. АЛЕХИН,
научный сотрудник
Института художественного воспитания
Академии пе­дагогических наук СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на главную