А.Д. АЛЕХИН
УМЕТЬ ВИДЕТЬ
Заметки о художественном воспитании
(газета «Советская Россия» от 16 сентября 1970 г.)
В годы Великой Отечественной войны бойцы, побывавшие в Третьяковской галерее, говорили, что картины Саврасова, Шишкина, Левитана рождали в них новые силы, укрепляли любовь к Родине и ненависть к врагу. Родные, малые пейзажи России, запечатленные художниками, звали на подвиг.
Без природы, без любви к ней душа человека грубеет, лишается многих незаменимых достоинств. Вот почему мы считаем необходимым говорить о проблемах художественного воспитания. Это большое и трудное, государственного значения дело. Оно начинается с воспитания художественного вкуса и кончается формированием патриотических чувств. Оно призвано развивать в человеке творческие начала, делать его художником в широком смысле слова, умеющим красивое отличать от пошлого и бесцветного в искусстве, в быту, в жизни.
Широко открытыми глазами смотрит ребенок на мир, а самым первым и самым доступным видом творчества становится для него рисование.. Рисование укрепляет любовь к природе и людям, развивает творческие начала и художественный вкус, образное мышление, любознательность, открывает все краски солнечного спектра, богатство форм и линий. Изобразительное искусство дает понимание и чувство ритма, гармонии, композиционной собранности, выразительности — всего того, что так необходимо для любого искусства: наконец, совершенствует умение анализировать в синтезировать, без чего не обойтись ни поэту, ни математику.
А между тем дела у нас с художественным воспитанием средствами изобразительного искусства обстоят далеко не блестяще. Не достает пока учителей рисования и черчения с высшим образованием.
Но и эти учителя занимаются с детьми, уже достигшими десятилетнего возраста. То есть довольно поздно. И не седьмой, а теперь уже к сожалению, шестой класс — последний в котором школьники занимаются изобразительным искусством. Как же научить их фактически за три года хотя бы грамотно рисовать?! Говорят: пусть этим занимаются родители, соседи, детский сад...
Кстати, о детских садах. Мне приходилось бывать там на занятиях изобразительным искусством. Ребятишки обычно рисуют с увлечением, с радостью... И воспитатели — хорошие, добрые люди. Но как могут руководить они творческой деятельностью малышей, если сами не специалисты в этой области? За редким исключением они учат либо не так, как надо, либо совсем не учат.
А ведь если учить, то учить хорошо. Только условий для этого пока мало. В самом деле, можно ли продуктивно работать, встречаясь со своими воспитанниками всего раз в неделю, да в то лишь на сорок пять минут? Если в классе тридцать учеников, то много ли внимания можно уделить каждому? А часовая нагрузка у преподавателя рисования такова, что он вынужден вести уроки в нескольких школах. Кроме того, ему обычно вменяют в обязанность (на общественных началах) оформительскую работу, качество которой нередко беспокоит дирекцию больше, чем продуктивность даваемых им уроков. Впрочем за такое отношение к урокам рисования дирекцию особенно и не упрекнешь: этот предмет считается чуть ли не баловством, а оценки по нему, не влияющие на общую картину успеваемости учащихся,— лишь условными.
Нет учебников по рисованию, если не брать в расчет нескольких, изданных как
экспериментальные мизерными тиражами. Нет наглядных пособий, грампластинок с записями бесед по изобразительному искусству в комплекте с диапозитивами, учебных телеуроков, кинофильмов. Впрочем, поговорите с любым педагогом-художником, и он вам еще долго будет перечислять то, чего нет и что должно было бы быть. Главное же, чего нет, — это широкого общественного мнения о важности художественного воспитания.
Картина получается неутешительная. Приведу ряд фактов на примере Ростовской области. Здесь 2.549 школ. «Учителей рисования готовит художественно-педагогический факультет художественного училища, выпуская ежегодно по 15 человек. Но и они распределяются не только в Ростовскую область, хотя там специалисты такого профиля — «музейная редкость». Художественное училище помешается в здании, непригодном для занятий. Общежития нет. Педагоги училища — энтузиасты, труженики, проработавшие десять и более лет, но никаких материальных стимулов или поощрений они не имеют, как и нормальных условий для творческой работы. В том же доме приютилась художественная школа. На всю огромную Ростовскую область, кроме нее, есть еще одна — в Таганроге. (А музыкальных, хоть и их мало,— все-таки - 49). Я зашел в художественную школу.
— Одаренных ребят в области тысячи, но больше 125 из них мы принять не в силах. У нас нет оборудования, станков, негде хранить глину, натюрмортный фонд, рисунки, — с горечью говорил мне директор школы П.П. Ковалев.
Всем тем хорошим, чего мы достигли в области художественного воспитания, мы обязаны главным образом энтузиазму отдельных педагогов, художников, методистов. Они накопили большой опыт работы с детьми, подростками, молодежью. Но поделиться этим опытом им весьма трудно, потому что нет объединяющего и координирующего их усилия методического центра.
Чтобы решить задачи всеобщего художественного воспитания, нужны решительные и радикальные меры. Художественное воспитание — для всех, для нашей жизни. Пусть каждый станет способным видеть все краски мира, человеком, не мыслящим существования без прекрасного в искусстве, в природе, во всем, что его окружает.
А. АЛЕХИН,
научный сотрудник
Института художественного воспитания
Академии педагогических наук СССР.