Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

А.Д. АЛЕХИН
В КОМИССИИ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

(газета «Московский художник» от 17 марта 1973 г.)

 

Педагогам, ученым, обществен­ным деятелям, работающим в обла­сти эстетического воспитания под­растающего поколения, давно уже ясно, что добиться максимального эффекта можно лишь всем сообща, скоординировав усилия различных учреждений и организаций.

В стороне от этого государствен­ной важности дела никак не могут стоять Союзы художников, объеди­няющие лучших живописцев, гра­фиков, скульпторов, монументали­стов, прикладников, призванных не­сти искусство в самые широкие на­родные массы.

Художник и зритель должны хо­рошо понимать друг друга. Поэто­му зрителя необходимо готовить с первых лет его жизни, а инициати­ва в этом должна принадлежать де­ятелям искусства. Значит, худож­ник должен быть еще и педагогом в прямом смысле этого слова.

Поэтому создание при Москов­ской организации Союза художни­ков РСФСР Комиссии по эстетиче­скому воспитанию детей и юноше­ства актуально и знаменательно. Комиссия руководствуется в своей деятельности Директивами XXIV съезда КПСС и постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. «О завер­шении перехода ко всеобщему сред­нему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразова­тельной школы» и от 23 июня 1972 г. «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-техни­ческого образования».

Цель комиссии — содействовать делу художественного воспитания юных москвичей. При этом будет учтен передовой опыт, накоплен­ный отечественными и зарубежны­ми специалистами — педагогами, психологами, методистами. Комис­сия МОСХа установила контакты с аналогичными комиссиями при дру­гих творческих союзах, с управле­ниями культуры Мосгориополкома и райисполкомов. Академией педа­гогических наук СССР, Министерст­вом просвещения РСФСР, Мосгороно и другими учреждениями и ор­ганизациями.

Большое внимание уделяется проблеме кадров. Прежде всего изучается положение на сегодняш­ний день: обследуются изостудии, составляется картотека художников-педагогов, работающих в домах и дворцах пионеров, в изостудиях при ЖЭКах, в средних общеобразо­вательных и детских художествен­ных школах Москвы.

Намечается проведение в МОСХе методической конференции с участием художников-педагогов и пока­зом выставки лучших рисунков юных москвичей.

Комиссия подготовила рекоменда­ции по организации работы изосту­дий при ЖЭКах, разрабатывает ти­повой договор с их руководителями. Решает важные вопросы, связанные с финансированием этих студий и снабжением их художественными материалами.

Известно, что легче посадить в новую почву молоденькое деревцо, чем взрослое. Легче в первые годы жизни человека привить ему любовь к искусству. Если вовремя не раз­вито его творческое воображение, эстетическое восприятие окружающей жизни, сделать это позже очень трудно. Поэтому комиссия на­мечает ряд мер по улучшению пре­подавания изобразительного искус­ства о детских садах.

Важный раздел работы комиссии — организация выставок детского изобразительного творчества и про­паганда вопросов эстетического вос­питания. Намечается организовать ряд методических выставок детского изобразительного творчества для педагогов Москвы, превратив их за­тем в передвижные; планируется международная обменная выставка «Москва-Париж» на тему «Мой го­род». Задумана организация двух выставок живописи и двух выста­вок графики московских художни­ков с тем, чтобы затем передать ра­боты домам пионеров и общеобразовательным школам.

Сейчас ведется активная работа по подготовке выставки «Физиче­ская культура и спорт в детском творчестве», посвященной всемир­ным летним студенческим играм «Универсиада-73».

При комиссии создан актив искусствоведов, художников и педагогов для пропаганды работы изостудий, учителей общеобразовательных и художественных школ.

Комиссия предполагает также на­ладить регулярные посещения юны­ми художниками мастерских их старших коллег — профессионалов.

Съезду художников РСФСР пред­седатель комиссии И. М. Гурвич представил конкретные предложе­ния, которые свидетельствуют о про­думанных и верных действиях кол­лектива, от имени которого они бы­ли изложены.

— Для начала, — сказал Гурвич, — в трех городах — в Москве, Ле­нинграде и Новосибирске — необходимо создать музеи детского изо­бразительного творчества, которые должны стать центрами эстетиче­ского воспитания детей.

Во-вторых, давно уже пора поло­жительно решить вопрос о возоб­новлении журнала, столь необходи­мого и детям и педагогам. Такого, как «Юный художник», издание ко­торого было прервано Отечествен­ной войной.

В-третьих, следует ввести формы поощрения художников, посвятив­ших себя эстетическому воспитанию детей, — премии, медали и грамоты Союзов художников РСФСР и СССР, выдвижения на звания.

Выступление председателя ко­миссии правления МОСХ было с одобрением встречено делегатами съезда, отлично понимающими, что содействие всеобщему эстетическо­му воспитанию подрастающего по­коления — дело каждого творче­ского работника.

 

А. АЛЕХИН,
ученый секретарь 
НИИ худо­жественного воспитания 
Ака­демии педагогических наук СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на главную