А.Д. АЛЕХИН
ТАЛАНТ, ЛЮБОВЬ, ТРУД
(Журнал "Юный художник", № 8, 1985)
Г. Уланова и Ю. Жданов
в балете С. Прокофьева
"Ромео и Джульетта"
фотоВспоминаю, как в студенческие годы посчастливилось увидеть на сцене Большого театра балет А. Адана «Жизель» со знаменитой Галиной Улановой в главной роли. Партнером ее был Юрий Жданов. Поразила блестящая техника, певучесть и широта движений, высокая артистичность исполнителя роли Альберта.
В те годы мало кто знал Жданова еще и как талантливого живописца. А я и предположить не мог, что спустя много лет увижу Юрия Тимофеевича у мольберта — в мастерской, среди этюдов, рисунков, картин, буду слушать рассказ о его творческом пути, планах...
Детство и юность Юрия прошли в Замоскворечье, на Озерковской набережной. Крепкий, энергичный мальчик очень любил спорт, в соревнованиях был первым. Изобретал всевозможные механизмы, делал страшные и смешные чучела. Поступив в кружок лепки Дома художественного творчества, быстро добился первого успеха: уже через полгода его композиция «Папанинцы» получила премию на общегородской выставке детского изобразительного творчества.
Однажды Юрий увидел выступление юных танцоров. С этого все началось. Он понял, как образен, богат, выразителен язык танца, крепко связанный с музыкой, изобразительным искусством, литературой. Природные данные, трудолюбие привели к добрым результатам: осенью 1938 года юноша стал студентом Московского хореографического училища, а в декабре сорок первого принят в Большой театр.
Ю. Жданов
Людмила Семеняка
в роли Жизели.
Масло. 1983 г.
Как-то, когда Жданов еще выступал в кордебалете, к нему подошел известный театральный деятель С. И. Зимин:
— Я заметил вас на сцене, приятно было видеть, как вы шли в полонезе. Обещаю вам большое будущее. Надо только много работать, читать, всем интересоваться, бывать в музеях, ходить в театры, слушать музыку, словом, заниматься самообразованием...
Этому совету артист и художник следует по сей день. А предсказание Сергея Ивановича сбылось: много лет народный артист РСФСР Юрий Тимофеевич Жданов исполнял на прославленной сцене главные партии в балетных спектаклях. Яркое романтическое начало, отточенное мастерство искусства Жданова соединилось с возвышенной героикой и светлой лирикой.
Ю. Жданов
Гавана. Район Касабланки.
Масло. 1964 г.
Еще совсем молодым плыл Жданов на гастроли. Дарданеллы, Эгейское и Средиземное моря... Его поразила красота природы. Вернулся в Москву зимой. Дня через три шел по Кропоткинской. Было холодно, забежал погреться в здание Академии художеств. А там — выставка произведений П. П. Кончаловского. Картины Петра Петровича заворожили. Пейзажи напомнили увиденное во время недавнего путешествия.
Он накупил кистей, красок и все свободное время посвятил изобразительному искусству. Сначала как художник-любитель, а через несколько лет стал мастером — во многом благодаря своему учителю, прекрасному живописцу и педагогу Григорию Михайловичу Шегалю. В 1967 году Жданова приняли в Союз художников СССР.
Ю. Жданов.
Корчма в Валахии.
Масло. 1979 г.
У Жданова отлично поставлен глаз, он чувствует едва уловимые цветовые отношения. Работая над этюдом, успевает сделать главное — запечатлеть сущность натуры, передать настроение. Любит бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт. Предпочитает писать маслом и темперой. Работает с азартом, жадным интересом. Как бы ни был увлечен пейзажем, остро чувствует вкус воздуха, состояние погоды, слышит шелест травы и листьев, плеск волн, голоса людей - чутко воспринимает всю гамму особенностей изображаемого.
Умеет тонко передать своеобразие географической среды, присущие только данному месту земного шара. Вот его серия кубинских этюдов. На одной — полдень, порт, одноэтажные дома района Касабланки. Художник разобрался в сложной градации оттенков, избежав белильности или черноты, что случается во время работы при сильном освещении.
Ю. Жданов.
Ранняя весна. Захарово.
Масло. 1983 г.
Казалось бы, в Индонезии солнце не менее ярко. Однако как отличается по тональному и красочному строю этюд «Джакарта. Утро»: другой воздух, звуки, ритм жизни. Столь же своеобразен этюд «Кипр. Окрестности Никозии» — настроением, небом, землей. Объединяет работы восторг перед многоликой и прекрасной природой.
Огни фонарей и вывесок, тени наступающей ночи. Но еще людно, оживленно на бульваре Капуцинов.
Всматриваясь в этот парижский этюд и картину, созданную по его мотивам, убеждаешься: художник может писать и самыми темными красками, не черня, не теряя чувства цвета.
Ю. Жданов.
Портрет И.В. Курчатова.
Карандаш. 1959 г.
Большая серия картин и этюдов Жданова посвящена Чехословакии. Он изображал разные уголки этой страны — летом и зимой, в дождь и при ослепительном солнце, в полдень и вечером. В каждом произведении, а их более ста, - восхищение красотой Златой Праги, старинных городов и деревень, берегов Влтавы, Лабе, Ваха. Словно наполнена весельем, громом бодрой музыки, задорными голосами, топотом ног танцующих картина «Корчма в Валахии». Художник писал ее прямо в холст, расположившись тут же, в гуще людей. Он выбрал удачный угол зрения, сгармонировал все части изображения, живо передав атмосферу народного гуляния.
Пожалуй, самые задушевные пейзажи написаны на Родине. Быстро меняющиеся настроения природы запечатлены Ждановым взволнованно, ярко. И в живописи он остается тонким лириком, вдохновенным романтиком.
Особая область творчества художника - картины, посвященные балету. «За кулисами», «Олеся устала», «Танец Л. Сабитовой», портреты Н. Бессмертновой, Н. Ананиашвили, А. Богатырева и многих других талантливых артистов составляют уникальную в своем роде «балетную сюиту». В каждой картине воплощена не только безмерная любовь артиста к коллегам по профессии, но и восхищение художника совершенством человека. Живописца привлекает и сам танец — движение, пластика, грация — и духовный мир его исполнителя.
Ю. Жданов.
Джакарта. Утро.
Масло. 1962 г.
Будучи очень внимательным, требовательным к рисунку, Жданов берется за кисть, лишь убедившись в точности сделанного углем изображения на холсте или картоне. Большое внимание уделяет наброскам, карандашным зарисовкам, особенно портретным. Много раз изображал И.В. Курчатова, с которым его связывали дружеские чувства.
Не простая фиксация увиденного привлекает художника. «Беседа», «Перед выходом», «Сгущаются сумерки», «Абрамцево. Дыхание весны»... Сами названия произведений говорят о том, что Жданова влечет динамика, момент перехода одного действия в другое, передача в картине хода времени.
Долгие часы проводит Юрий Тимофеевич у мольберта. Стремясь добиться такого композиционного решения, которое сообщило бы произведению остроту выразительности, тщательным образом изучает натуру. Вот почти завершенное полотно: танцовщица в быстром движении.
— На днях один искусствовед мне заявил, что этот элемент танца я передал неверно. Но посмотрите — вот это движение.
Легко Жданов исполнил изящный пируэт — такой же, как на картине.
Юрий Тимофеевич никогда не выставит напоказ картину или рисунок, если не уверен, что все в них правдиво, построение точно, цвет найден.
Ю. Жданов.
Перед началом класса.
Масло. 1983 г.Он много читает, очень любит музыку — и классическую, и народную, внимательно следит за художественными выставками, радуется успехам молодых коллег. Всем, что узнал, что сделал, щедро делится с другими.
Живопись, балет, театр. Для Юрия Тимофеевича эти слова одинаково дороги: разные виды искусства соединились в его творчестве. Когда в 1972 году он поставил на сцене Кремлевского Дворца съездов балет «Франческа да Римини» на музыку П.И. Чайковского, то сам же и создал эскизы декораций и костюмов. Много лет работает художественным руководителем курса балетмейстеров в ГИТИСе имени А. В. Луначарского. Эта широта интересов сочетается с умением решать сложные творческие задачи.
Не знающий устали, всегда в работе, в творчестве, Юрий Тимофеевич Жданов настойчиво совершенствует профессиональное мастерство, понимая, что артист, художник не должен и не может останавливаться на достигнутом. Каждый день рисует, пишет, обдумывает будущие композиции. Из любой поездки привозит картины, этюды, наброски. Его произведения открывают перед нами мир во всем разнообразии, увиденном зоркими глазами, любящим сердцем, беспокойной душой.