А.Д. АЛЕХИН
ПОЧЕРК МАСТЕРА
(газета «Известия» от 05 июня 1978 г.)
Тринадцатилетним подростком пришел Саша Шилов в изостудию Тимирязевского Дворца пионеров и в течение пяти лет занимался там под руководством известного мастера Василия Александровича Воронина. Мне хорошо известно, как сердечен и внимателен Воронин к своим ученикам, как дорожит творческой индивидуальностью каждого. В Шилове он нашел дарование, глубоко отвечающее его собственному отношению к изобразительному искусству. Он всегда подчеркивал, что художник, те более портретист, должен в совершенстве владеть рисунком, уметь точно передавать форму и цвет предметов. Дело не только в ярком таланте, говорил он, но прежде всего в трудолюдии. И молодой художник упорно и последовательно овладевал мастерством — подобно тому, как это делает скрипач или пианист. Важно потом ни и малейшей степени не быть зависимым от технической стороны исполнения.
— Я всегда стремлюсь к передаче возможно верного внешнего сходства, - говорил Шилов, - при этом добиваясь ощущения полноты жизни. Человек должен быть живим, полнокровным, предметы — четко выписанными. Главное для меня – показать реального человека, его внутренний мир, психологию, пристрастия, убеждения..
Это не просто слова. Об этом убедительно арассказала выставка Александра Шилова в Центральном доме работников искусств. Ничто н его работах не отвлекает от главного – самого человека. Художник не ищет сногсшибательных колористических решений, не стремится поразить эффектными линиями, не использует захватывающих дух композиционных приемов. Здесь нет живописи ради живописи, рисунка ради рисунка. Зато есть биение жизни. На нас смотрят современники — рабочие и космонавты, артисты и ученые, люди самых разных возрастов и профессий.
...Доброе, немного усталое лицо, спокойный, внимательный взгляд. Словно вошла она только что в комнату после трудового дня и, не успев еще снять пальто, повернулась, чтобы спросить о чем-то. Это — «Портрет моей мамы». В этой картине присутствует и сам художник с его горячей сыновней любовью к самому дорогому человеку. Когда не стало отца, Саше пришлось много помогать матери. Специальности после восьмого класса не было, и он шесть лет проработал грузчиком. Жизнь сложилась нелегко, но одержимость искусством, вера в свое призвание, трудолюбие помогли юноше окончить сначала вечернюю школу, а затем Московский художественный институт имени В.И. Сурикова.
В «Портрете моей мамы» ярко проявилась способность Шилова точно схватывать позу, движение, поворот головы, свойственные только данному человеку. И еще — у него дар раскрывать образ в динамике: мы точно представляем себе, что этот человек делал до и после запечатленного момента.
Характерен в этом отношении портрет летчика-космонавта П.И. Климука. У зрителя создается иллюзия непосредственного общения с ним. Кажется что он вот-вот что-то скажет — обязательно приятное, двинется нам навстречу. Замечательно написано лицо, озаренное легкой полуулыбкой. Особенно выразительны глаза, светящиеся умом и душевной теплотой.
Глаза — самое сложное в портрете. У героев Шилова они полны жизни, одухотворенности, глубокой правдивости. Вот глаза старой мудрой женщины, грустные, ясные, добрые. В них — все пережитое. Это портрет бабушки.
Совсем иначе решен портрет Михаила Ульянова. Его образ невольно соединяется со многими актерскими работами замечательного артиста. А сколько одухотворенности, внутренней силы и благородной «маститости» в облике Арама Хачатуряна! Какими-то неведомыми путями образ композитора ассоциируется с его бессмертными мелодиями.
Нельзя не назвать здесь и наиболее удачные портреты В.А. Шаталова, В.И. Севастьянова, И.Л. Кнунянца, С.Я. Лемешева, В.А. Овчинникова... А женские образы! Давно мы не видели на выставках таких привлекательных в своей душевной чистоте женских лиц, нежных и молодых или тронутых паутинкой морщинок.
Шипов не только портретист: он автор задушевных, полных настроения пейзажей средней полосы России. А в натюрмортах воспевает красоту вещей, неотделимых от жизни человека и его труда.
А. АЛЕХИН,
кандидат искусствоведения